Header-nev3

Нина Петровская

«Секрет успеха в акварели»

Чтобы освоить акварельную живопись, нужно много практиковаться — это ни для кого не является тайной. Но редко, кто задумывается, что существенно улучшить результат поможет правильно выбранная бумага!

Как выбрать бумагу и что делать, если доступный ассортимент не велик, об этом расскажем в нашей статье.

Сначала о свойствах и разновидностях акварельной бумаги:
♦ Главный её параметр — это плотность, так как, работа с красками связана с добавлением большого количества воды.
Оптимальная плотность составляет 300 г/м². Даже бумага с такой плотностью будет немного деформироваться от воды, что уж говорить о более тонкой. Есть и бумага с большей плотностью, но она существенно дороже и её труднее найти. Так что, наш выбор — плотность 300 г/м². Соответствующую маркировку без труда можно найти на упаковке акварельной бумаги. Если маркировки нет, значит бумага предназначена для детского творчества, а не для живописи.

♦ Следующая характеристика акварельной бумаги — состав.
Традиционно она бывает целлюлозной, хлопковой и смешанной (хлопок+целлюлоза в разных пропорциях). Целлюлозная бумага — самая распространенная. Если на упаковке не указан состав, значит бумага из целлюлозы. А если присутствует хоть несколько процентов хлопка в составе, производитель напишет об этом в самом видном месте.

Принципиальное отличие хлопковой бумаги от целлюлозной: хлопок сохнет дольше, целлюлоза — быстрее. Время высыхания влияет на размер ровной заливки и растекаемость краски. Соответственно, самые красивые и ровные заливки, градиенты и переливы цвета получаются на хлопковой бумаге. Но это не значит, что от целлюлозы нужно отказаться, у нее есть свои преимущества. Первое — цена, на этапе обучения, когда вы не готовы тратиться на дорогие материалы, качественная целлюлоза вполне подойдёт. Некоторые художники постоянно и с удовольствием пишут именно на ней. А также, на целлюлозной бумаге не так сильно блекнет цвет, как на хлопке.

Смешанная бумага по свойствам больше похожа на целлюлозную. От добавления хлопка она приобретает большую прочность и эластичность, но радикально не отличается от чисто целлюлозной.

♦ Ещё одна характеристика бумаги — это фактура.
В соответствии с западной традицией, которую сейчас перенимают у нас, у акварельной бумаги есть три основные фактуры: сатин (гладкая), среднее зерно и крупное зерно.
Гладкую акварельную бумагу (satin — фр. яз., hot press — англ. яз.) используют для работ с большим количеством мелких деталей (ботаническая живопись).
Среднее зерно (grain fin — фр. яз., cold press — англ. яз.) — универсальная фактура для любых работ. Именно её лучше выбирать новичку.
Крупное зерно (torchon — фр. яз., rough — англ. яз.) — подходит для работ большого формата, пейзажей, абстракции.
Определить фактуру бумаги можно по маркировкам, в скобках выше указаны варианты, которые встречаются на упаковках разных производителей.

Теперь подробнее о том, какую бумагу, все же стоит, выбрать.
Многолетняя практика показывает, что удобнее работать на такой бумаге, которая впитывает воду. Она дольше высыхает и краска на ней распределяется ровнее. К сожалению, бОльшая часть бумаги отечественного производства таким свойством не обладает. Это связано с традициями и технологий производства. Потому рекомендуем вам приобрести ИМПОРТНУЮ акварельную бумагу. При небольшом бюджете — целлюлозную, по возможности — хлопковую. С плотностью 300 г/м² и фактурой «среднее зерно» (для начала, потом можно экспериментировать на других).

Сейчас многие магазины осуществляют доставку в регионы и приобрести хорошую бумагу не составляет труда. Но, если и это недоступно и неудобно, и кроме отечественной бумаги нет возможности ничего купить, то лучше выбирать бумагу наиболее плотную и с добавлением хлопка. Однако это существенно скажется на качестве работы.

Надеемся, что выбор акварельной бумаги теперь не будет для вас утомительным. И, подобрав для себя подходящий вариант, вы значительно улучшите качество своих работ и получите максимум удовольствия от творчества!

На занятиях в нашей студии мы используем только качественную акварельную бумагу крупных европейских брендов.

Нина Петровская — преподаватель по акварели.

Художник-акварелист, график, живописец. Член Творческого союза художников России. Участник многих международных и российских выставочных проектов и конкурсов (Московский международный художественный салон ЦДХ, ARS LONGA, «Поговорим о прекрасном», «Весенняя альтернатива» и др.).

Нина Петровская  в Инстаграм

АВТОР И ВЕДУЩАЯ КУРСОВ и МАСТЕР-КЛАССОВ

РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ