Header-nev3

Ольга Трусова

«Немного больше о графике тушью»

Много вопросов бывает в отношении такого материала живописи, как тушь.
Кто-то считает ее монохромной и не любит из-за отсутствия ярких цветов, кому-то она кажется скучной, кто-то не умеет ею рисовать и хотел бы узнать о туши побольше.
Мы захотели подробностей в деталях и поэтому…
…в один из летних дней, мы взяли интервью у нашего преподавателя курса «Графика тушью» Ольги Трусовой.
Надеемся, оно будет вам полезным.
ИНТЕРВЬЮ С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ КУРСА «ГРАФИКА ТУШЬЮ» ОЛЬГОЙ ТРУСОВОЙ
Нужно ли проходить другие курсы, перед тем, как пойти на курс по туши, если ты совсем новичок в рисовании? Например, академический рисунок.

Ольга Трусова:  Предварительно проходить курсы перед курсом «графика тушью» не обязательно, даже если ты новичок в рисовании. Курс «Графика тушью» —  разработан для людей рисующих и с нулевой подготовкой. Отведенного времени хватает и для подробного объяснения о построении рисунка карандашом и на проработку работы тушью. Но, безусловно, если ученик пришел уже со знанием азов академического рисунка, ему будет гораздо проще заниматься графикой туши и темпы работы его будут быстрее.


А с чего вы начинаете обучение? Вот я прихожу к вам на 1-е занятие, расскажите, пожалуйста, подробнее, что мы будем делать?

Ольга Трусова: В курсе пять занятий. Каждое занятие имеет свою тему. Темы распределяются от самого простого до самого сложного, от цветов до портрета. Первое занятие мы посвящаем подробному материаловедению, а так же в процессе урока пробуем каждую из техник «на деле», так сказать, и пишем первые работы.


Рассказываете ли вы теорию?

Ольга Трусова: Без теории никуда. Для меня важно осветить ученику всю палитру инструментов и техник, чтобы он мог попробовать и выбрать свое. Конечно, всё-превсё не возможно опробовать в курсе из пяти занятий, когда изучаемая техника исчисляется тысячелетней историей. Вот и приходится теоретизировать. А потом, и многие ученики приходят на курс уже со своими вопросами. Они хотят узнать и понять то, что не поняли из книг или у них не получилось воспроизвести какую-то технику дома. Мы все это обсуждаем на занятиях.


Что можно рисовать тушью?

Ольга Трусова:  Как и в любой другой технике, тушью можно рисовать все! Другой вопрос, что именно лучше выглядит в туше, чем в другой технике? Основное отличие туши от других техник, это черный насыщенный тон. Который, как правило, либо дополняет, акцентирует что-то в работе, либо преобладает и является основным звучанием тона и формы. С черным цветом ничто не сравнится! Черный цвет раскрывает всю яркость цвета (если мы говорим о смешанной технике, где графика тушью является завершением работы). Большинство шедевров книжной иллюстрации выполнено именно в смешанной технике с графикой тушью. Разве можно представить комиксы или кино-плакаты прошлого без черной графики? Тушь очень насыщена, драматична, восхитительна. Она может выразить всю палитру эмоций в растяжке от серого до черного тона. Тушь очень броская, поэтому ее часто использовали в рекламе прошлых лет. Достаточно нарисовать несколько линий похожих на силуэт стройной женщины, добавить необычную каллиграфическую надпись — и вот, новый дизайн духов от кутюр, готов!

Чем рисуют на занятиях по туши?

Ольга Трусова: На занятиях, основными инструментами являются стальные перья, кисти, линёры и гелевые ручки. На первом занятии ученик пробует каждый из инструментов, чтобы потом выбрать наиболее удобный и подходящий именно ему. Кто-то пользуется для каждой работы разными инструментами. Кто-то сочетает в одной работе несколько, к примеру, заливает большие пятна с помощью кисти, а потом, поверх наводит графику используя стальное перо.


Как в процессе используют перо и кисть?

Ольга Трусова: Перо подходит для штриховки, проведения тонких линий, нанесения каллиграфических надписей. Перо, в отличии от специального линёра или гелевой ручки, имеет «живую» линию. Которая меняется от тонкой до более широкой, в зависимости от нажима руки и задумки автора.
Линёры и ручки имеют линию с фиксированной толщиной.
Кисть идеально подходит для заливки больших пятен. Кисть делает это быстро, равномерно, не оставляя белых зазоров (чистой бумаги), которые видны при штриховке пером. Так же, с помощью кисти можно выполнять технику — «отмывка». Когда темный тон набирается постепенным нанесением прозрачных серых тонов. Что позволяет добиться плавных переходов и реализма в работе.


Что делать, если перо царапает бумагу?

Ольга Трусова:  Такое может быть в двух случаях. Первый — вы не верно держите перо, неверный угол наклона пера по отношению к плоскости бумаги. Второй — перо имеет заводской брак или повреждено при грубом использовании. Такое случается. Тогда нужно просто заменить перо.

Внимание!!! Новое перо с конвейера может быть обработано специальным антикоррозийным составом. Тушь не будет держаться на таком пере, она просто будет скатываться с него, как с гуся вода. Поэтому, если перо новое, обработайте его спиртом или подержите немного над огнем.


Какие перья и кисти лучше покупать и как их выбирать?

Ольга Трусова: На этот вопрос сложно ответить просто безлико назвав номера и фирмы. Не так все просто. Кто-то из вас создан для написания больших полотен, а кто-то призван рисовать удивительные миниатюры. И каждому из вас будут, в таком случае, нужны совершенно разные инструменты. Наша студия предоставляет все инструменты. Приходите, пробуйте, и я скажу что конкретно ВАМ нужно.
Могу дать усредненный список для стандартных работ на формат бумаги А4:
кисти — у любого художника должна быть кисть с заостренным кончиком. Такая кисть может вести линию переходящую от тонкого к толстому и обратно в тонкую. Номер такой кисти может быть 6 (для проработке фона) и 3 (основной работы). Лучше купить колонок, но и мягкая синтетика тоже подойдет.
Обязательно иметь тонкую кисть, чем тоньше, тем лучше — №1 или даже нулёвую. Для проработки ресниц и других мелких деталей. Снова, лучше выбрать колонок, но и синтетика и белка также подойдут.
Для идеально ровного фона можно приобрести кисть с круглым кончиком, из пони или белки размером №9.
Линёры и гелевые ручки — стандартный номер, которым можно выполнить чуть ли не любую работу, это №5. Критерием для выбора может служить один тест — поставьте стержень линёра или ручки на бумагу, задержите так руку на пару секунд, а затем проведите из этой исходной точки линию в бок. Если в начале линии вы увидите точку большее жирную чем сама линия, то это плохой линёр или ручка. Линия должна быть абсолютно ровной от начала до конца, без каких-либо точен и подтёков.
Перья — острие пера определяет толщину линии. Поэтому, можно приобрести несколько разных. Если вы хотите живую линию, перо должно быть «мягким», т. е. легко раскрываться. Положите перо на палец, надавите на него, в центре увидите полоску, которая под давлением разойдется в стороны делая из единого носика два. Если перо раскрывается туго, то и чертить оно будет «статичную линию».
Есть перья с шариком на конце. Такие подойдут для окружностей или полукруглых штрихов. Эти перья «катятся» по бумаге. Но линия у них толще (за счет шарика).
Для заливки большого пятка подойдут плоские перья. Их так же используют для готического шрифта в каллиграфии.

Вообще, у каждого художника, со временем, появляется свой личный набор определенных перьев. Ведь при бережном использовании они могут прослужить вам вечно.


Уточню, про перья мягкие и жесткие. Какая разница между ними и для каких целей их используют?

Ольга Трусова: В ответе на предыдущий вопрос я немного раскрыла эту тему в разделе «Перья». Перо, в центре имеет разрез, при нажиме на перо этот разрез расходится высвобождая таким образом тушь которая течет на бумагу. Мягкие перья легко продавливаются и легче, больше туши отдают бумаге. И так же легко возвращаются в исходную форму. От чего быстро вести линию (штрих), делая ее то тонкой, то более широкой. Жесткое перо, как вы догадались, не так легко раскрывается и реагирует на нажим. Поэтому, его линия будет стабильна и сравнительно без изменений.

Мягкое перо для более живого рисунка. Жесткое перо, для более статичного.

На какой бумаге лучше рисовать, какую фирму посоветуете, исходя из вашего опыта?

Ольга Трусова: Самая лучшая бумага, то старый, добрый ватман. Он достаточно плотный, устойчив к влаге (не коробится) и гладок. Для туши,
как и для черчения, лучше всего подходит гладкая бумага. Поскольку, о бумагу зернистую перо будет цепляться и оставлять пустые не закрашенные места (а еще, скорее, кляксы).
Правда, ватман нужно нарезать до стандартного размера А4 или А3.
Поэтому, как альтернатива, это «Бумага для черчения» (с большой рыжей буковкой «Ч» на обложке). Она плотная почти как ватман, гладкая и уже нарезанная. Другие фирмы, выпускающие бумагу для черчения, снабжают каждый лист черной рамкой, где студент вписывает свою фамилию и масштаб чертежа.

Для работ, выполненных в технике «по мокрому» (тушь прекрасно растекается и дает красивые разводы), подойдет акварельная бумага. Причем, если вы работаете только кистями, то подойдет любая акварельная бумага от гладкой до крупно-зернистой. А если вы работаете в смешанной технике с графикой выполненной пером, то можно выбрать бумагу гладкую. Обычно она продается отдельными большими листами, которые потом нужно нарезать (фирма значения не имеет).


Какие существуют виды туши? И как выбрать нужную?

Ольга Трусова: Техника туши пришла к нам из Китая. Изначально, тушь имела вид сухого брикета. Который с помощью мокрой кисти размачивали и готовили раствор туши в маленькой пиале. И сейчас можно купить такую традиционную тушь, но у нее есть своя особенность. Раствор туши каждый раз готовится заново, поэтому оттенки могут отличаться. Так же, из-за того, что основа изначально сухая, в растворе попадаются мелкие не растворившиеся частицы брикета (что дает пятну на бумаге зернистость и неровность). И еще, такая тушь стоит не мало.
Я отдаю предпочтение заводской туши, уже готовой.
Хорошими характеристиками является однородная густая фактура раствора. Которая в чистом виде дает ровный, без вкраплений и крошек черный цвет на бумаге.
На нашем рынке, лишь в последние годы появилось некое разнообразие марок и брендов. До этого, по сути, можно было купить лишь отечественную тушь фирмы «Гамма» и европейскую фирмы «Koh-i-Noor».
Тушь фирмы «Гамма» подойдет лишь для тренировочных работ. Она недорого стоит, ее много во флаконе и ее не жалко. Серьезные работы я бы ей делать не стала. Во первых, она довольно жидкая. Чтобы получить черный тон нужно положить 2-3 слоя. Это не всегда удобно. Но даже тогда, этот черный цвет не совсем черный, а в более прозрачных местах он имеет явный коричневый оттенок.
Для работы я рекомендую покупать тушь марки «Koh-i-Noor». Это хорошая тушь, давно зарекомендовавшая себя на потребительском рынке. Тушь густая, черная. И эту тушь вы найдете во многих магазинах где продают художественные или канцтовары.
Еще один бренд, который завезли в художественные магазины, это «Winsor&Newton”. Как и тушь «Koh-i-Noor», она имеет все положительные характеристики по темноте тона и ровной текстуре. А так же, эта тушь разлита в элегантную стеклянную баночку, напоминающую чернильницу прошлых эпох. Но, эта тушь и стоит дороже.

И последнее, самое важное отличие и характеристика туши, это то, что тушь бывает различных цветов. Как стандартных цветов, так бывают и туши под золото, серебро, бронзу. Такое разнообразие необходимо для людей, занимающихся каллиграфией. Но и художники активно пользуются цветовым разнообразием палитры.


Как нужно ухаживать за инструментами: пером и кистью?

Ольга Трусова: Ухаживать за инструментами очень легко, если выполнять несколько правил.
Перо, после работы, или даже в перерыве, необходимо протирать салфеткой, чтобы на нем не оставались остатки туши. Если тушь засохла на пере, то можно смочить перо опустив в воду, и также, протереть чистой бумажной салфеткой или чистой тканью. Перо всегда должно быть чистым.
Также, перо всегда нужно аккуратно класть на стол или ставить в отведенный стаканчик, пером вверх. Можно завести специальный пенал для перьев, чтобы хранить или транспортировать их.
Кисти тоже не оставляйте с тушью надолго, чтобы тушь не засохла и не прилипла к ворсу. Лучше всего, в процессе работы или в конце работы промывать кисть в банке с водой и протирать сухой салфеткой, тряпкой. Если кисть чистая, то на салфетке не останется темных разводов. Такую кисть нужно поставить сохнуть в стакан, ворсом вверх.

Если вы не смогли вовремя очистить кисть и тушь на ней засохла, промойте кисть с мылом в теплой воде. Смочите кисть, намыльте ее. Как можно аккуратнее потрите пальцами так, чтобы тушь с мылом вышла из ворса. Промойте теплой водой, пока вода не станет чистой. Поставьте сушиться кисть в стакан ворсом вверх.


Как можно тушью передать объем, перспективу?

Ольга Трусова: Правильно построенная перспектива (интерьера или фасада здания) сама по себе имеет объем. А если обвести линии чертежа тушью, то на белой бумаге появится «кричащий», яркий объем.
По мере добавления к белой бумаге и черному тону линий от туши, серых тонов (а их можно сделать сколько угодно разных, лишь в разных пропорциях разбавляй тушь водой) из грубого объема начнет вырисовываться живая, даже фотографически точная картина.
Тушь имеет множество техник. Тушь это не только черное и белое. С помощью техники «отмывка» мы можем растянуть максимально плавный переход от белого к серому, а от серого к черному. Есть мастера, которые нарисуют портрет так, что человек не отличит эту работу от фотографии.
Повторюсь, что в отличии от других живописных техник, да даже от графики карандашом и т. п. , тушь единственная имеет в своем арсенале такой козырь. как глубокий черный цвет. Ведь только черный может раскрыть в полной мере, как цвет, так и свет (а, соответственно, и объем).
В живописи черный цвет под запретом. Его получают лишь смешением всех основных цветов цветового спектра. В карандаше, разве что угольный карандаш имеет черный тон, и то, не настолько черный, как в туши.
Поэтому, если вы хотите познать всю глубину объема, всю возможную яркость цвета на фоне черной графики, всю палитру эмоций в работе, работая без ограничения и белым и черным, приходите к нам на курс — «графика тушью». И мы вас всему научим и все покажем. Будет увлекательно и неповторимо!

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ПО РИСУНКУ, АКВАРЕЛИ, ТУШИ

Преподаватель Ольга Трусова, творческий псевдоним — Алая Агата.
Закончила МСИ им. Державина, дневное отделение факультета Дизайн окружающей среды по программе и под патронажем МАРХИ.
Свою педагогическую деятельность начала в 2009г.

АВТОР И ВЕДУЩАЯ КУРСОВ

РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ